Феодора родилась около 815 г в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в городе Эвиссе в семье друнгария Марина и Феоктисты. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Феодора стала женой императора Феофила, который выбрал её на смотре самых красивых невест Византийской Империи, проведённом по указанию его мачехи Евфросинии, которая тайно почитала иконы, в то время, как в Византийской Империи свирепствовало иконоборчество.

     Евфросиния послала гонцов

по всем областям Византийской Империи и собрала самых красивых и набожных девиц для брачного выбора Феофилу. Ефросиния очень симпатизировала скромной и набожной Феодоре, и постоянно учила ее, как вести себя в присутствии будущего императора. В последний день смотрин всех девиц пригласили в палату дворца , называвшуюся Жемчужный Триклиний, и мачеха  дала Феофилу золотое яблоко со словами: «Отдай той, которая понравится». Была в числе невест одна благородная девица, по имени Кассия, чрезвычайно красивая и знатная. Феофил, восхищенной её красотой, сказал: «Чрез женщину зло излилось на землю.» Кассия дерзко возразила: «Но и чрез женщину бьют источники лучшего». Оскорбленный возражением, царь отверг Кассию и отдал яблоко скромной и красивой Феодоре, родом пафлагонянке.

     Венчание Феодоры и Феофила состоялось в 831 г в церкви святого Стефана в Дафнийском дворце Константинополя. После брака мать Феодоры получила чин «опоясанной патрикии», её сестры также были приглашены ко двору и вышли замуж за императорских сановников; быструю карьеру при дворе сделали и её братья Петрон и Вард.

     В браке у Феодоры  родилось пять дочерей (Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия, Мария) и два сына — старший Константин, утонувший в детстве, и младший Михаил, ставший в  842 г  императором.

 

     Тайное иконопочитание

 

     Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора  хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать иконы  от мужа и придворных. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца, постоянно рискуя своей жизнью и положением при дворе. Тайно приучала Феодора к иконопочитанию и дочерей. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: "Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю". Так удалось ей тогда погасить царский гнев».

     За свою болтливость шут был подвергнут Феодорой телесному наказанию, и когда потом император узнавал у Дендриса «не целует ли снова мама красивых лялек», тот схватился за зад и отказался отвечать о «ляльках».

     К иконопочитанию в тайне от отца приучали и его детей, которые часто бывали в доме их бабки Феоктисты, матери Феодоры (согласно Продолжателю Феофана; по Логофету же это была Евфросиния, мачеха Феофила). Однажды младшая дочь Феодоры рассказала отцу, что их бабка в ларце держит «прекрасных кукол», которых прикладывает ко лбу своих внучек и просит, чтобы их с благоговением целовали. Император не стал наказывать Феоктисту, которой одной по праву родства дозволяли осуждать иконоборчество, но запретил возить детей к бабке. Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.

 

     Регентство Феодоры

 

     На смертном одре, умирая от хронической дезинтерии в еще молодом возрасте,  Феофил провозгласил Феодору регентшей при своём трехлетнем сыне Михаиле.

     В период регентства Феодора добилась успехов в области управления империей: ряд военных побед, одержанных над арабами, подавление восстания славян в Элладе, миссионерская деятельность среди хазар и болгар. 

     

      Отход от управления и кончина

 

     Сын Феодоры, молодой император Михаил III, отличался несдержанным поведением и заслужил у современников прозвище «Пьяница». Он устраивал оргии, заставляя одного из собутыльников играть роль шутовского патриарха, а всё сборище делал шутовским духовным собором, подражая церковным церемониям.

     В 856 г Михаил, которому было 16 лет, по наущению Варды (своего дяди по матери), который стал оказывать сильное влияние на молодого императора, приказал убить логофета Феоктиста. Феодора прокляла Варду, и, отдав отчет сенату о состоянии государственной казны, официально оставила регентство, передав всю власть сыну. Вскоре, согласно Продолжателю Феофана, Феодора с 4 незамужними дочерьми приняла насильственный постриг в монахини по приказу братьев и сына и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она вела тихую частную жизнь под надзором Варды. После кончины её тело было перенесено в Гастриев монастырь, куда также переселились её дочери. По другим источникам Феодора 8 лет вела праведную жизнь в монастыре, где мирно скончалась 11 февраля 867 г.  Мощи  Феодоры в 1460 г. были переданы жителям города Корфу (Керкира), где и хранятся по настоящее время в кафедральном соборе.

 

     Восстановление иконопочитания

 

        Константинопольский собор 843 года

     Востановление иконопочитания было произведено Феодорой  сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Феодора, по совету Мануила, направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол. Получив этот ультиматум от Феодоры, Иоанн попросил время на размышление, после чего нанёс себе ножом неопасные раны в живот, а затем заявил, что посланец Феодоры пытался его убить. Было произведено расследование, согласно которому патриарха признали, ссылаясь на показания прислуги, виновным в намеренном нанесении себе ран с целью вызвать волнение в обществе. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства», изгнан из церкви и заключен в своём имении (по Логофету в монастыре Клидион на Босфоре). По хронике Георгия Амартола Иоанн после изгнания выскоблил глаза на нескольких иконах, за что «нанесли ему ременными плетьми 200 ран».

     Новым константинопольским патриархом был избран духовный отец Феодоры, Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе был зачитан и одобрен томос,  текст которого не сохранился, но из других источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи Вселенских Соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.

     Одной из просьб императрицы Феодоры при восстановлении почитания икон было не произносить анафемы на её покойного мужа и разрешить его от грехов. На возражение патриарха Мефодия, что церковь имеет право прощать живых, приносящих покаяние, но не может ничего относительно человека, умершего в состоянии смертного греха, Феодора рассказала, что император перед смертью раскаялся в грехах и целовал, принесённую Феодорой икону. Некоторые историки считают, что это был благочестивый обман Феодоры, любившей своего мужа, другие, однако не отрицают возможности, что она при последнем дыхании мужа прикладывала к его устам икону, следуя своим религиозным убеждениям. Выслушав Феодору, собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.

     Церковное предание сообщает, что патриарх Мефодий, чтобы принять решение об отпущении грехов Феофила, написал на пергаменте имена всех императоров-иконобрцев и положил его на жертвенник в алтаре Святой Софии, а потом во сне увидел ангела, возвестившего, что Бог помиловал императора. Утром в подтверждение сна патриарх увидел, что на пергаменте место с именем Феофила стало белым, что было расценено как знак прощения. После этого собор письменно подтвердил отпущение грехов императора. Однако позже некоторые церковные деятели попрекали этим Феодору. Когда Феодора во время пира по случаю Торжества Православия опечалилась, увидев на лбу преподобного Феофана выжженные буквы (наказание за почитание икон), тот сказал: «За эту надпись я буду судиться с твоим мужем и царём пред нелицеприятным судилищем Божиим». Впрочем, Патриарх и другие архиереи подтвердили отпущение грехов Феофила.

 

       «Торжество Православия»

 

     После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 г. 11 марта (по другим данным - 19 февраля). С тех пор каждый год в первое воскресенье Великого поста установлено отмечать праздник, получивший название «Торжество Православия».

     Мощи святой Феодоры хранились в Константинополе, столице Византии, в 15 веке после падения Константинополя под турками мощи были перевезены на остров Корфу. В настоящее время нетленные мощи Святой Феодоры хранятся в кафедральном соборе острова Корфу.